Здравствуй, Лида! Получил твое хорошее письмо с фотографиями, сердечно благодарю. В письме много вопросов. К сожалению, я не на все могу ответить. Ведь о жизни наших предков я знаю не много, и то благодаря воспоминаниям дяди Фридриха - старшего брата отца - и переписанной им от руки книге Якоба Принца, сокращенный перевод которой я сделал несколько лет назад. Кстати, называется она так Jacob Prinz Die Kolonien der Brüdergemeinde Pjatigorsk, 1898 Думаю, что она была издана на немецком языке. Кузина Лилли Принц уверяла (в письме), что эту книгу в крыму имела каждая семья. Я эту никогда не видел. Где ее брал дядя Фридрих для переписывания - не знаю, он об этом не упоминает. Нам известны два Якоба Принца. Один был женат на Магдалине Готман, сестре моего отца, другой на Магдалине Риккер (сестре моей мамы). Скорее всего автор - отец одного из них. Я с раннего детства знал, что наша фамилия Hottmann. По-русски ее правильно было бы писать Хотман, но Готман гораздо благозвучнее. Называют же русские емецкий город Hamburg Гамбургом. Я спрашивал родственников как переводится наша фамилия. Никто не знает. Даже кузина Мария Готман, преподававшая всю жизнь в Петрозаводском университете немецкий и английский, не дала мне вразумительного ответа...Я же предположил (больше в шутку, чем всерьез), что в наш род очень давно, еще до прапрадеда Антониуса Готмана - затесался какой-то турок - выходец из Оттоманской империи. Так европейцы называли Османскую империю (султанскую Турцию), сложившуюся в XV - XVI веках. Оттоман трансформировался в Готман. Это, конечно, только шутливое предположение. А чиновники в Германии пишут Gottmann . Такое написание им понятно - как же "Божий человек"! А попробуй докажи, что ты на самом деле Hottmann. Однако на памятнике у могилы жены моего двоюродного брата в Гифхорне стоит:" Olga Hottmann". Спрошу у моей двоюродной племянницы Эльвиры Витт, какую фамилию носит ее брат Вилли: Gottmann или Hottmann. У дяди Фридриха было 8 детей. Сейчас в живых только трое: Ивонна, Мария и Элла. Элле уже 77 (сестры ее старше), и она многое помнит из жизни в Крыму. Она подтверждает, что моя мама прекрасно играла на пианино, сделанном ее отцом. Я и сам помню как мама играла в 1942 г. в сыктывкарской гостинице, где мы ночевали по дороге в ссылку (из Ухты нас везли в глухой район республики Коми). Элла говорит, что моя мама учила играть и ее сестер. Мама училась в женской гимназии в Симферополе, где, вероятно, обучали и музыке. Вообще, Элла считает, что детей учили играть родители. В школе обучались только пению. Хор в Адаргине, по ее словам, был просто великолепный. В советское время он исполял и русские песни, например "Вечерний звон", при этом своим замечательным басом отличался тот самый Фридрих Эдуардович Готман, которого Элла считала "не нашим", а на самом деле он был троюродный брат наших отцов. Детей воспитывали в большой строгости - родители и дедушка с бабушкой. В летнее время работали все допоздна. По воскресеньям никогда не работали - ходили семьями в лютеранскую церковь, а после церкви из раскрытых окон деревенских домов слышались музыка и пение. А вто танцевать не разрешалось, это считалось грехом... В книге Якоба Принца описывается переезд переселенцев из Вюртемберга весной 1819 года. Ехали в повозках, которые по вечерам сдвигались, образуя своеобразную крепость, под защитой которой семьи распологались на ночлег...Любопытно, что возле Варшавы лагерь переселенцев посетил великий князь Константин Павлович (брат Александра I), а в Екатеринославе их встретил генерал Инзов - тот самый, который так заботливо относился к Пушкину во время его южной ссылки. Переселенцы мечтали о Грузии, но туда их не пустили: царь считал, что правительство не сможет их там защитить. Начались поиски подходящего места для заселения. Только в мае 1822 г. наши предки нашли на северном берегу Азовского моря свою новую родину. Строго говоря, конкретно наших в этом потоке не было: прапрадед со своими детьми прибыл в эти края 9 лет спустя. Соседями колонистов были, в частности, ногайцы. Они часто приходили в колонии, глазели на колонистские домаи и на обстановку в них, особенно на часы и зеркала, посмеивались над одеждой женщин и изумлялись тому, как они бранились со своими мужьями: правоверным мусульманам это было в диковинку. Вот, Лида, и ответы на твои вопросы...
|